1708 год

Сооружение вокруг жилых построек Бирского городка земляных укреплений с кремлем.

Земляной город представлял собой оборонительное сооружение, состоящее из рва и вала, возведенное вокруг жилых строений Бирского городка. Работы по его постройке проводились в 1708 г. после очередного башкирского восстания. В документах Уфимской провинциальной комиссии Бирский городок описан так:

«В 1728 году декабря 20 по указу его императорского величия господин брегадир уфимской правинцы воевода Бутурлин принял уфимского полку полковника Анненкова в Уфе в ведомство свое что имеется в уфимской правинциальной канцелярии. А именно: Уфимской же правинции в пригород Бирску кремль деревянной рублен с навесом липового лесу; в кремле имеетца канцелярия со всем строением ветхая. Уфимской же правинции в пригород Бирску кремль деревянной рублен с навесом липового лесу; в кремле имеетца канцелярия со всем строением ветхая…

Земляной город круг строен в башкирскую шатость в 708 году. Между кольев в таловой плетен сыпана землею и з двумя уступами, ширины в сажень, вышины сажень, наверх земли ставлен пластинной забор в полсажени и выше и ныне развалился и дождями размыло, ширины сажень, вышины пол сажени, а местами выше и ниже и вышеозначенной Спасской башни между деревянного десять земляного стен шесть сажен. В том месте проезд называетца Спасские вороты на Галкину гору от того проезду по земляному городу до ключа в овраг пятьдесят одна сажень; от того ключа вверх по оврагу был забор без городовой стены сто семь сажен; по том же заборе

такова ж города до угла сорок сажен; от угла до проезжих Чюклинской слободы ворот двадцать восем сажен, ворота рублены четвероуголные без верху не крыты в вышину две сажени, кругом десять сажен; от тех Чюклиных ворот до проезжих Филимоновой слободы вороты сто три сажени, Филимоновские ворота ниж проезд на лице одне полотенцы…»

План Бирска в XVIII веке

 

Конфигурация земляного города, ров, вал и ворота, его составляющие, а также названия, которые они носили, заложили основы для будущего роста города, сформировав линии и направления, вдоль которых позже сформировались современные улицы.