1908 год

Открытие в Бирске реального училища

Открытие первых реальных училищ в России было инициировано частными лицами и относится к началу 1830-х годов. Первоначально их целью ставилось только распространение «технических, непосредственно полезных для промышленной деятельности познаний», но затем она была расширена в сторону общеобразовательных знаний. В 1839 г. были открыты реальные классы, а в 1864 – реальные гимназии и прогимназии, позже переименованные в реальные училища. Курс обучения длился шесть-семь лет. В старших классах преподавались прикладные дисциплины (механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы). Выпускники таких училищ могли поступить в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, а после реформирования реальных училищ в общеобразовательные заведения еще и в университеты на физико-математический и медицинский факультеты. К 1914 году в Российской империи было 284 реальных училища.

В 1907-1908 гг. ходатайства об открытии реальных училищ были составлены городскими думами уездных городов Уфимской губернии. Чтобы не терять время на решение бюрократических и финансовых вопросов, в Бирске местное общество добилось открытия уже в 1908 г. «частного училища с программой реального», здание для которого предоставила городская дума. В нем до 1908 г. размещалась женская гимназия. Директором училища был назначен бывший инспектор народных училищ Петр Иванович Марченко.

Программа учебного заведения была рассчитана на семь лет. Для поступления требовалось сдать экзамен, в процессе учебы неуспевающие реалисты отчислялись. Преподаватели обращались к реалистам, начиная с первого класса, только по фамилии и на «вы», фамильярность в стенах училища не допускалось. За поведением учащихся следили, главным образом, инспектор (помощник директора) и надзиратель. Обязанность последнего сводилась к наблюдению за порядком во время перемен между уроками и посещением квартир иногородних учащихся. Занятия начинались в 8 часов 30 минут, заканчивались в 14 ч. 30 минут.

Преподаватели почти все с университетским образованием. Обучение в Бирском реальном училище было платным и стоило 30 рублей в год.

Через несколько лет после открытия (примерно в 1912 г.) училище переехало в новое двухэтажное кирпичное здание с высокими светлыми классами, специальными кабинетами физики, химии, рисования, актовым залом и большой библиотекой. В левом крыле здания располагались две шестикомнатные квартиры, которые занимали директор и инспектор.

 В те времена, также как и сейчас, существовал родительский комитет, который участвовал в организации спектаклей и концертов в пользу бедных учеников и заботился о завтраках для учащихся.

Выпускники училища грамотные, знакомые с основами высшей математики, с немецким и французским языками, умеющие чертить и рисовать. Реалисты знали, что после успешного окончания училища у них будет немало шансов добиться заметного положения в обществе.

 

Фотография здания реального училища

 

Известными выпускниками Бирского реального училища были:

 — Дмитрий Иванович Чирков (1901 – 1986), сын последнего бирского городского головы, кандидат сельскохозяйственных наук;

 — Анатолий Александрович Смородинцев (1901-1986) — советский бактериолог, вирусолог, иммунолог, доктор медицинских наук, профессор, основатель и первый директор Научно-исследовательского института гриппа Министерства здравоохранения СССР, который с 2018 г. носит его имя.

 — Степан Афанасьевич Балезин (1904—1982) — учёный-химик, педагог, основатель научной школы ингибиторов коррозии металлов, доктор химических наук (1943), профессор (1944). Награждён орденом Трудового Красного Знамени, лауреат Сталинской премии, Заслуженный деятель науки РСФСР.

После Октябрьской революции 1917 года этот тип учебных заведений в России был упразднён. Вместо них в Советской России возникли близкие по задачам Школы фабрично-заводского ученичества (прообраз системы ГПТУ 1960-х) и, с 1923 года, — техникумы (как полноценные средние специальные технические учебные заведения, Ссузы). В настоящее время существенно трансформированные реальные училища существуют в системах образования ряда государств — как учреждения подготовки квалифицированных рабочих.