5 июля — День работников морского и речного флота

Профессиональный праздник работников морского и речного флота, отмечаемый ежегодно в первое воскресенье июля, учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года. С тех пор в первое воскресенье июля поздравляют с профессиональным днем всех работников водного транспорта: пассажирского, грузового и специального.

Бирский исторический музей поздравляет с праздником бирян, чья профессиональная деятельность связана с речным транспортом.

 

Река Белая во все времена имела большое значение для экономики города и отложила неизгладимый отпечаток на его облик. Соединяя Бирск с далекими портовыми городами Поволжья, она отделяла друг от друга два близких противоположных берега. Со временем их связала паромная переправа. Первоначально переправа осуществлялась на лодках и плотах. Первое упоминание о паромной переправе около города Бирска относится к 1838 году. Но с 1770 года в уезде на реке Белой существовала Юландинская переправа для нужд спиртзавода, основанного в районе современной деревни Березовка уфимским помещиком Тимашевым, а также Николо – Березовская и Бадраковская (Казанцевская). Крупнейшим местом торговли был город Бирск, но и в уезде в 1897 г.  существовало 924 торговых помещения и 139 хлебных амбаров. Для нужд торговли в уезде действовали 11 речных и 19 лесных пристаней. С городской пристани ежегодно отправлялось около 3,5 млн. пудов грузов – в основном сельскохозяйственных продуктов, леса и лесных изделий. Лесные промыслы были развиты слабо, но сплав леса существовал в широких размерах. Из казенных лесных дач в Астрахань и Царицын отправляли преимущественно липовую плашку и черемуховый обруч, в Нижний Новгород – мочало и мочальные изделия, а в Саратов и Уфу – строевой и дровяной лес.

В книге «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно – статистическом, этнографическом и промышленном отношении», изданной в 1846 г., сказано:

«Главным и единственным водным путем по Оренбургской губернии служит река Белая, соединяющаяся с Камой. Посредством этого пути Оренбургская губерния соединяется с главными рынками России: нижним Новгородом, Рыбинском и Санкт – Петербургом. Основной товар, который отправляется с Оренбургской губернии на центральные рынки и многие города Поволжья – это лес, хлеб, железо, медь, чугун».

Освоение края сопровождалось развитием земледелия и ростом производства товарного зерна. Крупными пунктами хлебной торговли были Уфа, Топорнино и Бирск.

 В конце XIX века на Белой действовала уже 21 пристань, из которых Бирская, построенная в 1870 году, была отнесена к наиболее крупным. Груз из других губерний поступал только на три пристани – Сафроновскую и Оренбургскую в Уфе и Бирскую. Остальные пристани работали только на отгрузку. В 1895 г. Бирск становится речным портом. Начиная с этого времени жизнь города еще теснее связана с рекой. На Набережной возникают гостиничные номера Анны Смагиной с кухней и поваром, на Нижне-базарной площади возникают многочисленные магазины. Недалеко от пристани в доме Ретина открывает магазин известный в городе провизор Михель Борохович Грибешок, предлагающий перевязочные материалы, медикаменты и парфюмерию. Владелец булочного и кондитерского заведения Владимир Густавович Гра, торговавший в собственном доме на Большой Сибирской улице, во время навигации осуществлял постоянную торговлю близ пароходных пристаней для удобства путешествующих. Едущим в Бирск также рекомендовались для размещения номера Е.Г. Выдриной на улице Троицкой в собственном доме. При номерах имелась кухня и бесплатное помещение для лошадей и кучеров. Свежими фруктами и гастрономическими товарами в непосредственной близости от пристани торговал Гилязутдин Сайфутдинов. В доме наследников Елабужского хлебопромышленника и владельца пароходов Стахеева, расположенного также на Набережной, размещался Торговый дом братьев Исхаковых. Эти господа торговали парфюмерией, галантерейными и модными товарами, канцелярскими принадлежностями, принимали заказы от иногородних покупателей. Мануфактурными товарами на Нижне – базарной площади торговали Ф. Насибуллин с сыновьями и Зия Юсупов. Чай, сахар, кофе гости города могли приобрести в бакалейном магазине Александры Григорьевны Дементьевой.

Революционные потрясения не обошли стороной и Бирских речников. В период с 1917 по 1919 год, когда власть в городе несколько раз переходила из рук в руки, роль любого транспорта, а тем более водного, была особенно велика. В 1918 году пристань была национализирована и стала филиалом Уфимского управления водного транспорта.

В 1930 – 1940 годы между Уфой и Москвой курсировали московские пароходы «Григорий Пирогов», «Жан Жорес» и уфимские «БашЦИК», «Габдулла Тукай», «Никитин». Биряне через Белую переправлялись на пароме, который буксировал небольшой теплоход «Комсомолец» (капитан Елизарьев П.Г.). Его услугами активно пользовались любители отдыха на озере Шамшадин. Бирянка Елена Александровна Клабукова 1919 года рождения в своих воспоминаниях так написала об этом:

«В выходные дни вереницы бирян с друзьями, семьями, нагруженные домашней стряпней устремляются к переправе. Паром под предводительством пароходика «Комсомолец» перевозит их не одним рейсом на левый берег реки, а там, по проторенной дороге среди цветущих лугов, идут они на песчаный берег озера. Отдохнув, вечером возвращаются к переправе, почти все знакомы друг с другом, беседуют, радуются хорошо проведенному дню, а «Комсомолец», поприветствовав пассажиров, перевозит их в город.»

22 июня 1941 года в жизнь советских людей вошла война. На последнем пароходе, уже глубокой осенью 1941 года в Бирск был эвакуирован детский дом для испанских детей. В город прибыло около 200 воспитанников. Вместе с педагогами – испанцами их поселили недалеко от пристани в здании бывшей земской управы. В июле 1942 года Бельские пароходы привезли в Башкирию через Ярославль большую группу эвакуированных ленинградцев.

Ушедших на фронт мужчин заменяли девушки и женщины. Много лет на пристани работала женская бригада грузчиков в составе 27 человек. Всю войну река Белая у бирян была связана с горем и потерями – на пароходах регулярно в Уфу отправляли новобранцев, в том числе и совсем молодых девушек. Но вот настала весна 1945 года и биряне с нетерпением стали ждать возвращения своих родных с фронта. Первый пароход с демобилизованными прибыл в Бирск 14 июля. Это был всеобщий праздник. На пристани состоялся митинг и концерт. Для перевозки фронтовиков к месту жительства были выделены подводы и автомашина. Были приложены все усилия для скорейшего трудоустройства демобилизованных.

Участница Великой Отечественной войны Старикова Вера Кузьминична о своем отъезде на фронт и возвращении в Бирск написала так:

«Домой с фронта я вернулась в августе 1945 г., в тот день, когда на Михайло-Архангельском храме поднимали крест. Был очень хороший солнечный день. На пристани было много встречающих. Ведь все тогда возвращались пароходами. На берегу меня встречали мама, папа и другие родственники, а также работники военкомата и райкома комсомола. Было воскресение. И в памяти всплыл день декабря 1941 г., когда мы провожали на фронт моего отца. Это было для нас таким ударом, что, когда отходил пароход с нами, девочками — бирянками, мамин крик и плачь разрывал души всем, кто был на берегу в это время…».

В навигацию 1961 г. на реку Белую пришло первое скоростное судно на подводных крыльях, теплоход «Ракета 29».  Пассажировместимостью 64 места, скоростью до 70 км/час. Это была техническая революция на речном флоте. Советские судостроители и конструкторы первыми в мире воплотили в инженерную практику подъемную силу крыла самолета на речных судах. В последующие годы поступило еще три «Ракеты».

Многие биряне до сих пор хорошо помнят, как в 70-80-90 годы XX века переправлялись на другой берег на пароме. Чтобы попасть на него в самый разгар сезона иногда надо было долго ждать своей очереди. И очередь порой длилась несколько часов. В зимний период строилась ледовая переправа, проходившая через город Бирск. Однако несколько недель весной и осенью две части района были отрезаны друг от друга.

С открытием моста в 2000 году ситуация изменилась. Наконец-то свершилось то, чего город ждал всю жизнь. Мост не просто создал удобство для перевозки грузов и пассажиров, он связал воедино обе части Бирского района, которые долгое время разделяла река Белая. Сегодня прошло уже 20 лет с момента установки понтонного моста. И жители Бирского района живут новой надеждой на сооружение стационарного моста для круглогодичного использования.

3 июля, 2020
Поделиться: