ГОНЧАРНАЯ СЛОБОДА
Отмена крепостного права в России способствовала важным социально-экономическим изменениям, которые затронули и город Бирск. В 1874 году в уезде насчитывалось 102 мастера, до 107 возросло число рабочих. В городе развитие получило гончарное дело, с которым связано образование Гончарной слободы. Ее жители преимущественно были заняты производством и продажей широкого ассортимента гончарных изделий. Традиция керамического производства сохраняется и по сей день уже только в виде частной инициативы, а поселение гончаров, расположенное на краю крутого оврага, давно слилось с городом и утратило свое значение.
Сейчас сложно сказать, что было в самом начале освоения этих неудобных земель за городской чертой: гончары ли обнаружили здесь пригодные для работы материалы и позже поселились поблизости от сырьевой базы, или люди, изначально далекие от гончарного дела, освоили эти территории и, осознав удобство такого расположения, принялись осваивать новое для себя ремесло. История Гончарной слободы скорее всего была недолгой – земли эти хоть и неудобные, зато поблизости от Бирской крепости и должны были бы заселиться вскоре после сооружения крепости. Но этого почему-то не произошло. Скорее всего неудобство этого района и отсутствие поблизости пригодных для массового использования источников питьевой воды в нужном количестве долгое время отталкивало людей от заселения этого участка, внимание на который обратили, вероятно, не ранее 1860-х гг.
Еще в 1930 – е гг. северная граница города проходила по ул. Кладбищенской (ныне Лермонтова). За ней начинались земли сельхозназначения, а чуть поодаль на склонах крутых оврагов располагалась Гончарная слобода, или просто Гончарка, жители которой на протяжении многих десятков лет зарабатывали на жизнь производством гончарных изделий. Особенности хозяйственной деятельности наложили отпечаток на местные топонимы – в этом районе и раньше, и теперь существуют улицы с говорящими названиями – например, Малогончарная. О том, что когда-то на краю загородных оврагов возникло поселение гончаров сейчас большинство бирян уже и не помнит. Канула в Лету и Гончарка, и прежние названия ее улиц, замененные именами видных уральских революционеров – Фурманова и Кадомцева. А в далеком 1940 году, когда массово переименовывались многие бирские улицы, ул. 3-я Гончарная стала ул. Мало-Гончарной, а ул. 1-Гончарная – просто ул. Гончарной.
Один из планшетов плана города съемки 1932 года
Кое-что память все — таки сохранила. Я до сих пор помню, как лет двадцать назад моя бабушка ходила на «Гончарку» проведать живущих там родственников. А одна из посетительниц рассказывала, как в детстве она с друзьями помогала соседу – гончару доставать из печи для обжига, которая была устроена прямо в склоне оврага, уже остывшие изделия. Опасаясь порчи товарного вида, ставить в печь сырые горшки он им не разрешал.
Исчезновение топонима «Гончарная слобода», ее слияние с городом, появление посуды из других материалов и ее доступность для широких масс сделали глиняную посуду не популярной. Многое, вероятно, было выброшено и в настоящее время безвозвратно утрачено. Однако отрадно то, что очень много керамических сосудов попало в фонды музея и было сохранено таким образом для потомков. Сегодня часть коллекции представлена в экспозиции музея.
Для многих из нас это просто керамика, горшки или глиняная посуда. На самом же деле у каждого сосуда было свое название, своя история, свое предназначение. Всем известная крынка, или кринка — сосуд для молока и молочных продуктов, горло которого удобно держать в руке. Форма традиционного горшка продиктована его предназначением. Такой сосуд почти всегда стоял в печи, лишь ненадолго в будни показываясь на столе во время завтрака или обеда, оказавшись самым удобным для приготовления пищи в русской печи. Самым объемным сосудом была конечно же корчага. Она использовалась для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения – кипячения белья со щелоком. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л). В фондах Бирского исторического музея широко представлены и опарницы – сосуды, в которых готовится опара под кислое тесто. С внутренней стороны они как правило покрывались глазурью. Форма была очень удобна для замешивания опары и теста как рукой, так и мутовкой. Все эти изделия до сих пор хранят тепло рук своих создателей…
Антонова Ольга Владимировна
научный сотрудник Бирского исторического музея