Крещение Руси

28 ИЮЛЯ – ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ

 Эта дата была законодательно установлена в 2010 году в память о крещении Руси и отмечается ежегодно в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира — крестителя Руси. В 2020 году исполняется 1032 года с этого знаменательного события.

 

Современная историческая наука исходит из того, что принятие Русью христианства было подготовлено всем ходом ее истории. Очерчен и круг вопросов, главным из которых является выяснение не причин обращения, а путей проникновения христианства на Русь.

Икона. Равноапостольный князь Владимир Великий

Соседи славян активно в IX-X вв. принимали монотеизм: христианство,иудаизм,ислам. Наиболее  приемлемыми для князя Владимира были христианство (западное направление) и ислам (Волжская Булгария). Здесь был и политический интерес. Об этом писал и Е.Е. Голубинский,говоря,что Владимир «действовал не только как равноапостольный,но и как великий государь». 

Особые обстоятельства в Византии ускорили выбор князем религии. Дело в том, что молодой император Василий II (976-1025) нуждался в помощи, которую надеялся получить от Владимира, пообещав взамен ему в жены свою сестру Анну при условии крещения жениха. Как указывает Г.В. Вернадский, Владимир выполнил свою часть обещания: в феврале 988 года он крестился, а летом шеститысячная армия варягов отправилась в Константинополь. Вероятно, вместе с Анной Владимиру был обещан также епископ, наделенный достаточной властью для организации русской Церкви как автономной епархии.

Далее идут общеизвестные события: крещение сыновей и бояр, а также горожан, уничтожение идолов, сооружение собора Успения Богородицы («Десятинная церковь»), увеличение числа епархий.

Проблема первоначальной организации русской церкви остается дискуссионной, хотя Г.В. Вернадский первым митрополитом называет Феотемпта, прибывшего в Киев около 1037 г.

Существует еще ряд версий. Одну предложил М.Д. Приселков, считая, что во главе церкви стоял епископ из г. Очрид, посланный болгарским патриархом. В конце XX века появилась еще одна, пожалуй, самая оригинальная версия, принадлежащая историку А.Г. Кузьмину. Согласно ей, в русской церкви при Владимире вообще не было епископов и митрополитов, а во главе церкви стоял священник Анастас Корсунянин, собиравший десятину со всех остальных священников.

Он подчеркивает, что христианство Владимир принял до Корсунских событий, что совпадает с мнением Вернадского, но добавляет, что до крещения Руси существовали независимые христианские общины ирландского толка. К ним можно отнести церковь Св. Ильи. По мнению Кузьмина в крещении активно участвовали Кирилл и Мефодий, как приверженцы арианства, пытаясь возродить эту ересь. Организация ранней церкви сосредоточивалась вокруг Десятинной Церкви, а десятина была более характерна для католиков. По ирландской традиции, близкой к арианству, настоятель главного монастыря был выше митрополита; отсюда и роль простого священника Анастаса, о котором речь шла выше. Православная же традиция, по Кузьмину, была внедрена вскоре после смерти Владимира.

Принято считать, что до официального крещения при Владимире дважды делались попытки христианизации:

  1. При Аскольде и Дире (867 г.);
  2. При Ольге (приблизительно 855 г.);

К 867 году относится также образование первой русской епархии и, признавая верность идеи Голубинского, Вернадский помещает ее в Тмутаракани.

Значение свое Тмутаракань потеряла, когда после смерти князя Мстислава перешла к его брату Ярославу, принявшему в 1037 году митрополита для Киева. Зато неимоверно возросло влияние церкви и византийского искусства на развитие русской культуры, переживающей в те времена период дуализма.

Конечно, советские историки иначе оценивали значение факта крещения Руси. Если для Вернадского христианство и расцвет культуры Киевской Руси неразрывно связаны, то, например, Б.А. Рыбаков считал влияние религии на культуру незначительным, не видя, вернее, не замечая, принципиальной разницы между язычеством и христианством. Более радикальны мысли И.Я. Фроянова, который писал, что через сто с небольшим лет после крещения «русские люди уже имели довольно смутное представление об этом событии. Крещение Руси не запечатлелось глубоко в памяти народной, являясь в сознании современников малозаметным происшествием».

Памятная медаль в честь 900-летия крещения Руси

Говоря о развитии культуры, Вернадский отмечал, что уже вскоре после крещения, как итог его, можно выделить культуру народную и элитарную, давшую высокообразованных людей. Яркий пример – митрополит Иларион, автор «Слова о законе и благодати», которое стало образцом литературного стиля того времени. На литературный язык большое влияние оказал церковнославянский язык, а так называемая «кириллица» используется, хоть и с изменениями, до сегодняшнего дня.

Народная литература – фольклор – складывалась из песен, обрядовых и эпических (былин), а также необычайно популярного жанра сказки. Она тесно связана с музыкой. Песни часто многоголосые, что отличает их от песен восточных народов, но русские любили и сольное пение, когда певец аккомпанировал себе на гуслях. Артистизм проявляется также в ритуалах народных праздников и обрядов, где каждый играл какую-то роль, а сцены сопровождались специальными песнями.

В архитектуре переплетаются романские и закавказские стилистические влияния. Украшались соборы фресками и иконами, первоначально привозимыми из Византии. Скульптура запрещалась как языческое искусство, а вышивка приобрела всенародную популярность.

«Освящение Десятинной церкви». Рисунок из летописи.

Церковь поощряла моралистическую литературу. В светской прозе проявлялось склонность к историческому жанру. Так «Повесть временных лет» — это и исторический труд, и собрание рассказов. Другими блестящими произведениями были «Слово о полку Игореве» и «Моление Даниила Заточника», авторы которых неизвестны. Образование тесно связано с церковью, нуждавшейся в обученных кадрах. Школы открывались не только в Киеве, но и других городах, появляются богословские школы. Примечательно, что миссионерским духом проникались и женщины, пытавшиеся организовать обучение девочек.

В Киевский период на славянский язык полностью переведен Новый и Ветхий Заветы. Русские не писали работ в области догматики, но выдающимися русскими богословами были Кирилл Туровский, Иларион, Климент Смолятич.

Как мы видим, X век был переломным во многих смыслах. Принятие христианства, когда бы оно ни произошло и какие бы версии не выдвигали ученые, сыграло огромную роль в становлении русской цивилизации со всеми ее элементами. Россия, качественно отличаясь от Запада, создала свой неповторимый стиль в архитектуре, живописи и литературе.

 

Июль 28, 2020
Поделиться: