По жизни с «Огоньком»…
Журнал «Огонек» ‑ популярный общенациональный еженедельный иллюстрированный журнал, ориентированный на широкую читательскую аудиторию.
9 декабря (21 декабря по новому стилю) 1899 года — в Петербурге вышел первый номер «Огонька». Журнал стал одним из самых популярных российских журналов. С 1902 года стал выходить как самостоятельное издание с тиражом в 120 тысяч экземпляров, отставая по тиражу только от ежемесячной «Нивы».
С 1899 до 1917 года издавался в Санкт-Петербурге. В фондах Бирского исторического музея хранится выпуск журнала «Огонёк» № 23 8 июня (21) июня 1914 года.
После октябрьского переворота 1917 года выпуск «Огонька», как и многих других российских газет и журналов, прекратился. И хотя в начале двадцатых годов в российской журналистике началось оживление, ни одно из новых изданий не смогло заменить такой родной и знакомый «старорежимный» «Огонек».
100 лет назад 1 апреля 1923 года журнал начал издаваться в Москве. Главным редактором был назначен Михаил Кольцов. «Огонек» стал изданием совершенно нового типа — общественно-политическим, популярным, познавательным. Центральным в журнале стал очерк, повествование о современности, о наиболее значимых успехах в промышленности, о работе ученых в самых разнообразных областях науки, о новом быте. Одна страничка состояла из маленьких фотографий, иллюстрировавших большие и малые события, эта страничка носила название «Окно в мир». По существу, весь «Огонек» был таким «окном в мир».
В конце 1923 года тираж «Огонька» составил 42 тысячи экземпляров, а в 1925 году достиг полумиллиона. Тогда же сформировались основные принципы: хороший литературный язык, иллюстративный ряд, на присутствие в каждом номере обязательных элементов (довольно скоро таким элементом стал кроссворд).
С 1925 года начинает выходить литературное приложение «Библиотека «Огонька», в котором печатаются художественные произведения. В условиях хлебного голода только «Огонек» позволял своим читателям собирать недорогие книжные коллекции.
Выпуск журнала не прерывался даже во время Великой Отечественной войны. Главным редактором был утвержден поэт Алексей Сурков. При нем «Огонек» принял известные всем советским людям формы: большой портрет известного лица на обложке, непременное присутствие стихотворения или рассказа, фоторепортаж.
В 1949 году Политбюро решило ликвидировать журнал «Огонек», преобразовав его в «Советский Союз, но задуманное не свершилось. «Огонек» не стал «Советским Союзом».
В 1953 году вместо Суркова на капитанский мостик «Огонька» заступил поэт, драматург Анатолий Софронов. Анатолий Владимирович возглавлял «Огонек» все хрущевское десятилетие плюс два десятилетия брежневского застоя (по 1986 г.). В советской журналистике такое долголетие на посту главреда главного журнала страны (при пяти генсеках и шести премьер-министрах) — случай беспрецедентный.
В советское время в отдельно выходившем приложении к журналу «Огонек» – «Библиотека» были напечатаны произведения знаменитых советских литераторов Владимира Маяковского, Алексея Толстого, Исаака Бабеля, Михаила Зощенко, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Александра Твардовского. В 1973 году журнал «Огонек» был награжден Орденом Ленина.
В 1986 году журнал возглавил Виталий Коротич, который за короткое время сделал издание, ставшее символом горбачевской перестройки. «Огонек» становится ареной гласности для всего Советского Союза. В это время журнал приобретает такую огромную популярность, что о нем заходят разговоры даже за границей.
С распадом СССР, всего через несколько лет журнал «Огонек» был «отодвинут» на второй план среди подобных себе изданий, не выдержав конкуренции. С 2005 года журнал «Огонек» выходит в новом формате. За изданием сохранился фирменный стиль и логотип, в остальном это журнал с новым дизайном, другими рубриками и иной читательской аудиторией. Неизменным осталось лишь «любимое» лицо на обложке.