РОЖДЕСТВА ВОЛШЕБНЫЕ МГНОВЕНЬЯ

До революции 1917 года на Рождество во всех домах было принято устанавливать наряженную ель как символ мира, счастья и радости. Верх ее украшали звездой, ветви — фигурками ангелов, пастухов, серебряными колокольчиками и др. Звезда, свечи и фонарики должны были напоминать о Вифлеемской звезде и огнях, светивших для вифлеемских пастухов, шедших поклониться новорожденному Христу. Под елку прятали подарки для всех членов семьи, а для детей вешали на ветки всевозможные сладости. На праздничном столе должно было быть непременно 12 блюд, по числу святых апостолов. Впоследствии традиция несколько изменилась, ель стали устанавливать не к Рождеству, а к Новому году.

В 1927 году на XV съезде ВКП(б) Сталин указал в своем докладе: «У нас имеется еще такой минус, как ослабление антирелигиозной борьбы». И эта борьба усилилась. Антирелигиозная комиссия в 1929 году постановила начать решительное наступление на «церковников и сектантов», Союз безбожников переименовывается в Союз воинствующих безбожников. Рождество 1929 года объявили Днём индустриализации.

В том же году запрещают елку: сохранился декрет​​ Ленсовета «О воспрещении прорубки и продажи зеленых насаждений в связи с религиозными обрядностями и обычаями». В городе запретили продажу елок и березок, за нарушение запрета назначили штраф в размере 100 рублей, который можно заменить месяцем принудительных работ. Похожие запреты уже в 1927 и 1928 годах ввели в Москве и Киеве.

Кроме того, в 1929 году начинается кратковременный эксперимент по введению пятидневной недели вместо семидневной, формальным поводом стала попытка избежать простоя оборудования на выходных. Всех граждан разделили на пять категорий, каждой из которых полагался один выходной на неделе. Праздничными остались только дни трудящихся в мае и Октябрьской революции в ноябре, а 1 января становится рабочим днем.

Поэт Александр Введенский сочиняет стихотворение для издания «Чиж»:

Не позволим мы рубить молодую елку,

Не дадим леса губить, вырубать без толку.

Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов.

Мы с тобой — враги попам. Рождества не надо нам.

Советская пресса поддерживала кампанию против празднования Рождества. «Бесповоротная и полная ликвидация празднования «рождества», начатая в этом году, превращение его в рабочий день — одно из новых крупных завоеваний на пути перестройки рабочего быта на новых культурных и социалистических началах», — писала ленинградская «Красная газета».

Газета «Победа» 5 января 1991 года

С этого времени большинство рождественских обычаев (ёлка, подарки) перешло на празднование Нового года и прочно закрепилось в нашей культуре. Вновь день Рождества Христова стал выходным в 1991 году: в декабре 1990 года, Верховный Совет РСФСР издал постановление, объявляющее православный праздник Рождества нерабочим днём.

В отличие от западноевропейских стран и США, Рождество в современной России является в основном религиозным праздником и устоявшихся общепринятых светских традиций не имеет, для подавляющего большинства являясь выходным днём, которым каждый может воспользоваться по своему усмотрению.

В светлый праздник Рождества мы желаем вам добра и счастья, благополучия и уюта вашему дому, душевной теплоты, взаимопонимания и поддержки в семье. Пусть жизнь ваша будет мирной, спокойной, счастливой.

Фото из фондов музея 
Фото из фондов музея 
Январь 7, 2021
Поделиться: