Самовар кипит, уходить не велит…

Эпоха жаровых самоваров ушла в прошлое. Однако интерес к этому бытовому прибору растет с каждым днем, как и число желающих приобрести необычный для XXI века предмет. И если для многих самовар сам по себе является чудом, то для ценителей и коллекционеров важна каждая деталь… Такая как, например, клеймо.

Клеймами, медалями и прочей атрибутикой производители самоваров украшали свои изделия в целях продвижения торговой марки, увеличения узнаваемости и в конечном счете для увеличения продаж.

Клейма представляют собой оттиски круглой или овальной формы с надписью по периметру. Подав прошение о разрешении открыть самоварное заведение (производство), фабрикант сам устанавливал для себя клеймо и мог изменять его. Строгих правил не было. Мелкие производители-кустари могли использовать чужую фамилию и выступать как преемники.

Кустарные мастера первыми начали ставить метки на элементах самоваров. В основном такими метками становились оттиски в виде надписанных фамилии, имени и города или села. С началом массового выпуска в XIX веке, клеймо уже представляло фирменное обозначение с указанием места выпуска, владельцев фабрики, имени мастера и заказа, по которому был изготовлен самовар.

Клеймо на самовары ставили горячим способом. Штемпель и участок самовара, на который ставилось клеймо, нагревали до нужной температуры. После этого к разогретой поверхности прижимали штемпель, и мастер специальным молотком делал удар. Проставленное таким способом на самоваре клеймо или название фабрики получалось не слишком глубоким. Это, вкупе со способом чистки поверхности самоваров в те времена песком, привело к частичному или полному исчезновению надписей. Такие экземпляры имеются и в нашей коллекции.

Самоварные фабрики разрабатывали стандарты для нанесения клейм. Местонахождения самоварного клейма могло меняться в зависимости от модели самовара, поскольку технически на некоторые формы невозможно нанести большое клеймо из-за формы тулова или сложной выколотки. Тем не менее, основные места нанесения клейм на самоваре – это:

  • Поддон;
  • Крышка;
  • Венец;
  • Шея (основание);
  • Репей;
  • Зольник.

Встречаются клейма и в нетипичных местах, например, с обратной стороны поддона, в месте установки крышки (на опорной фаске). Очень часто клеймо найти на самоваре очень трудно. Оно либо небольшое (как например, у самовара фабрики К.Я. Пецъ), или состоит из нескольких букв (Иван Пушков), оно может быть затерто, плохо нанесено, покрыто вторичным никелем.

Клеймо есть ничто иное, как информация об изготовителе, которая помогала в то время определить ценность изделия и руку мастера. Это своего рода и реклама, и показатель высокого уровня достатка семьи. Самовары с клеймами обладают уникальной ценностью и стоят на порядок выше, нежели его идентичный аналог без такого знака.

В прошлых столетиях, как и сегодня, конкуренция была главным стимулом стремления к качеству. Множество самоварных мастерских в борьбе за рынок сбыта искали новые формы, совершенствовали продукцию и стремились к высочайшему качеству.

Популярность товара определялась различными промышленными показами и выставками, на которых присуждались медали. Только заслуженные награды отображались в виде печати на самоварах того или иного производителя. Они наносились как оттиск специальными клеймоударными штампами. Как правило, посередине был оттиск производителя, окруженный медалями, которые представляли собой изображение эмблемы какого-либо конкурса.

Наивысшей наградой считалось право ставить на свои изделия изображение Государственного герба, утвержденного министерством финансов за лучшие изделия. Фабрика Ивана Григорьевича Баташева за красивые и качественные изделия — посуду и самовары — получила по особому царскому указу право ставить на свои изделия изображение государственного герба, а сам Баташев — звание придворного фабриканта. В последствии за заслуги в деле развития промышленности и самоварного дела в Туле Иван Григорьевич получил личный дворянский титул.

Крупными известными производителями, помимо этого, на самоварах делали оттиски присвоенных на самоварных выставках наград.

Наиболее известными производителями ставились собственные, зарегистрированные правительством страны, метки. Такими производителями были Баташевы, Капырзины, Лисицыны, Ломовы и Морозовы.

Увеличить стоимость выпущенных кустарными мастерскими самоваров пытались с помощью псевдомедалей уже в XIX веке. Такие «фальсифицированные» изделия встречаются и сегодня среди антикварных самоваров.

Оценить разнообразие наносимых на самовары клейм можно посетив музейную экспозицию «Бирская ярмарка», где собраны лучшие образцы самоварного производства из коллекции Бирского исторического музея.

На фото экспонаты из фондов Бирского исторического музея.

5 января, 2022
Поделиться: