Шимакш

В фондах музея найдется немало национальных элементов одежды, есть в нем и целые костюмные комплексы. В витрине с национальными костюмами представлена женская одежда четырех основных народов, проживающих на территории Бирского района – русских, башкир, татар, мари. Из них марийский костюм является оригинальным. В одной из статей, опубликованной ранее на нашем сайте, имеется полное описание этого костюмного комплекса. Ссылка для знакомства с ней — https://clck.ru/35cyye
Неотъемлемой частью традиционного марийского женского костюма является головной убор. Как уже нам известно, в течение свадьбы марийская девушка меняла свой головной убор три раза: с девичьего (головная повязка или платок) на невестин (такия), и далее на убор замужней женщины — шимакш. Сегодня расскажем об этом элементе марийского национального костюма.
Шимакш — старинный марийский головной убор замужних женщин. Такой колпак не только отличал замужнюю даму от юной девушки, но и указывал на ее возраст и даже на статус и состояние ее семьи. Шимакш в марийской культуре возник на основе другого головного убора, который назывался шурки. У него не было жесткого основания, а прямоугольник ткани сшивали в форму башлыка. Шурки могли носить не только дамы, но и мужчины.
Традиционный шимакш изготавливали из прямоугольного куска ткани, в верхней части которого формировали острый конус. По основному полю делали изысканные вышивки, густо нанося шелковые нити, или прикрепляли кусочки шелка. По нижнему краю убора, который спускался по спине женщины, пускали шерстяную бахрому. Колпачок и конец декорировали вышивкой, монетами и бисером.
В разных областях шимакш носили по-разному. Луговые марийки сдвигали шимакш на теменную область и покрывали косынкой или платком, который назывался «пылышович». Чтобы остроконечный аксессуар удобно и надежно сидел на голове, женщины тщательно собирали волосы. Прическа должна была быть крепкой, чтобы в ней удержался крепеж в виде палочки, которую продевали в шимакш в области темени. Для этого волосы на темени заплетали в маленькие косички, а потом закручивали их вокруг колпачка. Оставшиеся пряди соединяли в общую косу, расположенную под затылком. Далее косу поднимали к твердой части остова, закрепляя колпачок палочкой, и заворачивали вокруг него.
Восточные же марийки натягивали шимакш на самый лоб. И прическу носили совершенно иную: вверху затылка туго скручивали волосы, закрепляя их тесьмой. Такой пучок надежно удерживал колпак в нужном положении.
Современные марийки уже не носят этот старинный головной убор, а в прошлом считалось большим грехом показаться на людях без головного убора. Без него могли ходить только незамужние девушки.
Представленный Вашему вниманию шимакш был изготовлен в начале ХХ века, пополнил этнографическую коллекцию нашего музея в 1996 году.