Свято-Троицкий собор

Здание собора расположено на главной площади г. Бирска, получившей по его имени название Верхне-Троицкой. Одна из старейших улиц – Большая Сибирская (ныне Ленина), – поднимаясь от речной пристани к историческому центру, выходит непосредственно к храму. Улица соединила старый, нижний город с новым – верхним городом, образуя единое целое. Ступающий на площадь оказывается в её нижней точке и видит памятник словно приподнятым на глухом горизонтальном подиуме…
Из четырех сохранившихся до наших дней исторических культовых зданий города (три православных и одно мусульманское) Свято -Троицкий собор был построен ранее других. Это первое здание, вокруг которого впоследствии был сформирован архитектурно — исторический ансамбль, ставший центром города.
Разрешение на строительство собора было получено в 1835 г. с утверждением нового плана г. Бирска. Поскольку выбранное место лежало в то время на окраине города, оно не вполне удовлетворяло местных жителей. Многие из них предлагали строить его на месте старого Михайло-Архангельского собора на Галкиной горе.
Однако стараниями чиновника земского суда, коллежского секретаря Александра Романовича Ватлашёва и на его средства, строительство всё же было начато на отведенном месте в том же 1835 г. Вскоре нашлись и другие жертвователи. В 1840 г. состоялось освещение правого придела собора в честь Рождества Богородицы, а в 1841 г. – левого придела во имя Николая Чудотворца и главного храма во имя Живоначальной Троицы.
После освящения храм получил статус соборного, и в него была передана икона Спаса Нерукотворного, пожертвованная в свое время Петром Григорьевичем Языковым старому Михайло-Архангельскому собору. По сведениям Р. Г. Игнатьева, генерал П. Г. Языков получил эту икону в дар от Императрицы Екатерины II (до нашего времени икона не сохранилась). После завершения строительства работы по благоустройству здания не прекращались: в 1863 г. для колокольни был отлит большой колокол весом в 333 пуда; в 1867 г. устроено отопление в главном храме, а в 1873 г. в нем поставили новый иконостас. В 1879 г. новые иконостасы появились и в приделах; в этом же году в западных дверях был устроен входной фонарь и заменен шпиц колокольни. В 1880 г. на средства благотворителей была произведена роспись стен интерьера и изготовлены восемь киотов для икон. В 1882 г. участок обнесли чугунной оградой на каменном фундаменте.
Дважды – в 1885–1886 гг. и в 1914 г. – здание перестаивалось (расширялось). О первом из этих мероприятий известно, что автором проекта расширения был губернский инженер Дементьев. О перестройке 1914 г. сведений меньше: упоминается лишь имя Ивана Михайловича Мотыгина, пожертвовавшего 5000 шт. кирпича. В обоих случаях одновременно с пристройкой новых помещений производился ремонт всего здания.
Здание построено в стиле классицизма. Крестообразный план здания симметричен относительно оси «восток – запад». Прямоугольные апсида, храм, трапезная и нижняя (сохранившаяся) часть колокольни, последовательно примыкающие друг к другу – одинаковы по ширине. Кроме того, к алтарной апсиде с восточной стороны примыкает более узкий и низкий прямоугольный объем, пристроенный, по-видимому, во время одной из реконструкций. Вместительные приделы по площади почти не уступают храму.
В экстерьере чувствуется стремление следовать формам классицизма. Очевидно, при расширении собора пытались сохранить стилистику первоначального облика. Однако отсутствие строгого академизма выдает более позднее происхождение большой части внешних объемов.
Рукава креста завершены на каждом из фасадов пологими прямоугольными фронтонами. Над арочными окнами расположены меньшие по размеру круглые окна (в апсиде и колокольне их заменяют круглые филенки). Фасадные пилястры несут трехчастный антаблемент, в проработке которого ощутим отход от канонов классицизма.
Внутри здание состоит из непривычно большого (для церкви) числа помещений. Трапезная, по существу, исполняет роль вестибюля: из неё можно попасть в храм, боковые приделы и небольшие комнаты в основании колокольни. Необычно развита и алтарная группа. Главная апсида изнутри трехчастная; с боков к ней примыкают полукруглая ризница и дьяконник, а с восточной стороны меньшая прямоугольная апсида – пристрой.
В световом барабане было восемь световых арочных окон, купол имел сферическую форму. Двухъярусная колокольня тоже завершалась куполом. Пол в соборе устилали квадратные чугунные плиты. Главный иконостас имел в высоту четыре яруса. Отопление здания осуществлялось пятью печами.
В 1937 г. собор был закрыт; в этом же году была разрушена колокольня и сброшен 333-пудовый колокол. Из кирпича колокольни была построена первая советская типовая школа (в народе – «новостройка») – средняя школа № 2 (в настоящее время в здании располагается один из факультетов БФ УУНиТ).
В 1957 г. в ходе реконструкции собор лишился светового барабана с куполом сферической формы, полностью была изменена внутренняя планировка под современные запросы. В результате перестройки здания (собор являл собой пример монументального зодчества середины XIX в.: высота храма 32 м) осталось усеченное строение, но и в таком виде оно остается одним из самых больших и величественных сооружений города.
С 1937 г. по 1991 г. здание использовалось как кинотеатр «Аврора»: в главном храме разместился Большой зал (для большей вместимости в середине 1950-х гг. был построен балкон); в левом приделе – Малый зал; правый придел использовался под хозяйственные нужды; трапезная – вестибюль исполняла роль танцплощадки (в довоенное время и в 1950–1960-х годах до начала кинопросмотра играл духовой оркестр) и выставочного зала. В центральной части помещения несколько выше человеческого роста располагался текст «Морального кодекса строителя коммунизма».
В июне 1997 г. указом Президента России здание передано Уфимскому епархиальному управлению.

Из книги Бирск: Путеводитель по историческим и памятным местам / Авт.-сост. И.М. Акбулатов, Н. В. Рыбалко. Бирск: БирГСПА, 2011. – 314 с., 164 ил.