Рубель
«Не мытьем, а катаньем!«
пословица
Любая хозяйка подтвердит, что стирка белья не так утомительна, как его глажка. После стирки – ручной или машинной – белье нужно гладить. В фондах нашего музея имеется большая коллекция утюгов разных видов, насчитывающая около 50 предметов, и по ним можно проследить эволюцию утюга. Наиболее интересные утюги выставлены в постоянной экспозиции музея «Ярмарка».
История утюга будет неполной без краткого рассказа о его предках. Самым давним их них археологи признают плоский, тяжелый камень. На его относительно ровной поверхности расстилали чуть влажную еще одежду, сверху придавливали другим камнем и оставляли до полного высыхания. В результате часть складок исчезала.
Древние римляне гладили свои туники и тоги при помощи металлического молотка: морщины из одежды просто выбивались многократными ударами. На Руси довольно долго (с ХVII до середины XIX века) использовали глажку при помощи двух инструментов: небольшой палки с ровным круглым сечением, называвшейся «вальком», «качалкой» или просто «скалкой», и рифленой доски, имевшей множество названий — «рубель», «ребрак», «пральник». Сегодня речь пойдет о нём, о так называемом «рубеле».
Рубели из фондов Бирского музея
В экспозиции нашего музея размещены пять рубелей разных по форме, размеру, весу, материалу и технике изготовления, но использовались все они по одному назначению — для глажки одежды.
В старину не у всех был утюг, тем более что, чугунные утюги стоили больших денег. Тогда придумали оригинальный способ, как сделать ткань гладкой. Процесс глажки происходил так: свежевыстиранное, еще влажное белье накручивали на скалку (получалась скатка), на которую сверху укладывали рубель зубчатой стороной вниз и прокатывали им несколько раз по скатке, с силой прижимая рубель обеими руками за рукоять и противоположный конец. Такой способ требовал очень больших физических сил, но зато он был эффективен. Современный утюг не справился бы со старинными тканями, так как они изготавливались вручную, в основном, из льна, и грубы были настолько, что после стирки «колом стояли». Обработка рубелем не только удаляла складки на ткани, но и делала ее мягче. После такой процедуры даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда и пословица: «Не мытьем, а катаньем!».
Если сравнивать два рубеля из фондов Бирского музея, сразу заметна степень их износа. Первый, порядком поживший рубель, вырезался вручную, зубцы вырубались топором (они неравномерно расположены друг от друга, их ширина также различна) и украшен он резьбой в виде геометрического узора. Второй, хорошо сохранившийся рубель, выполнен явно с применением какого-то столярного приспособления или даже на станке (его зубчики все одинаковые, полукруглые, практически не изменившиеся). Скорее всего, первый из них — самодельный, второй — сделанный мастером на продажу.
В разных регионах рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Древесина для рубеля бралась обычно от деревьев твердых пород: дуб, рябина, бук, клен, береза. Но, кроме того, изготовлялось большое количество подарочных изделий.
У рубеля было и еще одно назначение или применение: его использовали как музыкальный инструмент, правда, такой рубель имел все-таки отличия от обычного, который использовался только в быту. Отличие музыкального от бытового в том, что первый пустотелый, второй цельный. В одной из боковых торцевых сторон высверливалась резонаторная полость (не сквозная): звук получался громким и гулким. Кроме того, музыкальный рубель менее длинный, а рубцы его имеют более острые грани. При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук. Если закрыть щель сбоку, то изменится высота тона. Это подойдет для озвучивания театральной сценки! И фольклорные музыкальные коллективы до сих пор порой используют этот старинный инструмент.
Сейчас увидеть этот предмет утвари можно в нашем музее. А совсем скоро мы расскажем вам еще об одной интересной модели утюга, которая так же представлена в экспозиции.